Путь чая — Душа Японии. Лекция великого чайного мастера

00Лекция Великого мастера чайной церемонии Сэн Гэнсицу Хоунсай Дайсосё XV.
Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова.
Москва, 12 октября 2010
Перевод: Виктор Петрович Мазурик

master_tea «Здравствуйте, Господа!

Только что закончилось открытие Чайной комнаты в Московском государственном университете, и я хочу выразить глубокую признательность всем тем, кто способствовал этому. Сегодня, к сожалению, погода не очень благоприятствует, наша делегация только что прилетала из Японии, и мы несколько удивлены суровости московской погоды. Но как бы не было холодно снаружи, теплота Ваших сердец, Вашего отношения ко мне, я думаю, согреет всех нас. Сегодня здесь у нас много дорогих гостей. Сегодня здесь присутствует чрезвычайный полномочный посол Японии в России с супругой, здесь присутствуют многие Ваши знакомые: Хатояма-сан, который в Московском университете не первый день, я всех от души приветствую!
Россия — страна чайная. Хотя между черным и зеленым чаем имеется существенная разница, но оба они происходят от одного чайного куста. Иногда на Западе говорят по незнанию, что черный чай — это какой-то другой чай. Нет, это просто другой способ обработки чайного листа. Если черный чай специальными методами ферментируется, то зеленый чай сохраняется более первозданным в своем виде.

Я очень много читал, какие в России климатические и природно-погодные условия, и выяснил, что в средней полосе России, к сожалению, чайный куст расти не может. Но в принципе, если перенестись немного на юг России, то там возможен рост чайного куста. Сегодня после лекции во время демонстрации Вы будете иметь возможность попробовать зеленый японский чай. После лекции я покажу Вам процесс приготовления чая в небольшой демонстрации, и мне хотелось бы, чтобы через эту небольшую церемонию Вы хоть немножко поняли, что такое Путь чая для Японии.
С тех пор, как искусство Пути чая было основано в Японии прошло ровно 500 лет. Мой великий предок Сэн но Рикю в конце XVI века создал то, что сейчас называется Путем чая. Ведь это была эпоха жестоких феодальных битв и кровопролитий, может быть, поэтому он через чай хотел обратить помыслы людей не к распрям и раздорам, а к миру. Я принадлежу к XV поколению потомков Сэн но Рикю.

Надпись из четырех иероглифов, которые Вы видите на свитке, звучат как «Ва-Кэй-Сэй-Дзяку«, что означает «гармония«, «благоговение/почтение«, «чистота» и shuho_blog_09_08_17_a«абсолютное духовное спокойствие«. Первый иероглиф — «ВА» — означает баланс, гармония, соразмерность всего всему.

«КЭЙ», в человеческом понимании, — это выражение духа не избирательного почтения перед любым человеком, кто бы он ни был в социальном плане. И кем бы он ни был в национальном смысле: китайцем, японцем, русским и так далее, потому что все мы представители одного человечества. И все мы принадлежим прежде всего к виду, называемому Человек. И все мы живем в едином Мире. Человечество не имеет другого дома, кроме вот этой Земли, которая предоставлена нам для жизни. И мы должны уметь испытывать чувство благодарности за шанс существовать в этом мире, на Земле, который нам предоставлен. Мы должны более бережно относится к Земле, к миру, в котором мы живем.

На Земле, к сожалению, не все так благостно обстоит: люди без конца враждуют между собой, происходят национальные, локальные конфликты, воины… И мы все прекрасно понимаем, что всевозможные разделения между людьми, процессы сегрегации, противостояний — они не истинны, они плохи, но тем не менее какая-то сила заставляет нас это делать.

Чайное дело всецело отрицает подобные чувства, подобные настроения. Когда люди приходят в чайную комнату, они едины. Они не чувствуют себя отдельными существами. И маленький ребенок, и старик, и молодой человек в чайной комнате должны быть преисполнены духа глубочайшего почтения к тем, кто находится рядом с ним: кланяться, предлагать чай, во общем открывать свою душу навстречу друг другу.

glav-300x300Третий иероглиф на свитке — «СЭЙ»- означает «чистота» или очищение. В человеческом смысле это означает и очищение человеческой души, и человеческого сердца, что также, к сожалению, увы не всегда бывает так. Когда страсти овладевают человеком вполне, он превращает в подобие сухого бесплодного древа. Хотя есть желания другого рода — желания, которые необходимы и полезны для гармоничной жизни. Первый принцип чистоты сердца — это не создавать проблемы и неприятности для людей, вокруг себя. Жить в мире и согласии с другими. И русские, и японцы, и корейцы, и американцы должны жить в мире и взаимопонимании. Вот для этого мы должны очищать свое сознание, очищать свою душу (кокоро).

Я — буддист, но сегодня утром, дождливым российским утром, я посетил один из российских соборов (Храм Христа Спасителя). В храмах люди возносят молитвы, и я тоже сегодня помолится, помолился об улучшении взаимопонимания между Россией и Японией. Российский президент, как известно, в скором времени планирует посетить Японию. Мне кажется, что японцы — народ гостеприимный, и они всегда с радостью принимают иностранных гостей. Путь чая — это как раз наиболее яркое выражение той самой культуры, которое испытало отношение японцев, в том числе и к иностранцам. Это важнейшая часть японской культуры.

Последний иероглиф «ДЗЯКУ» — в буквальном смысле — означает остановку или окончательное успокоение, завершение чего-то, но это не просто остановка, — это ощущение себя прочно стоящим ногами на земле, ощущение некой стабильности, незыблемости.

Вместе это складывается в четыре принципа чайного дела — «ВА», «КЭЙ», «СЭЙ», «ДЗЯКУ». Мне хотелось, чтобы Вы как-нибудь поразмышляли над этим. Если Вы сколько-нибудь сможете понять это, Вы лучше сможете понять Японию и японцев.

Для приветствия гостей в чайной комнате мы обычно ставим там сезонный цветок, веточку дерева. В старину японцы жили вот в таких вот домах, застланных рисовыми матами. При этом, восходя на татами, они снимали обувь, поскольку там было пространство их дома, и там нужно быть с чистыми ногами.

Все, наверное, знают, что японцы чрезвычайно высоко ценят каноны, правила. Всевозможные виды японских искусств, даже названия единоборств, завершаютсяmazurik иероглифом «ДО» — путь. Скажем, если человек занимается Путем меча — КЭНДО, это не означает, что он просто блестящий фехтовальщик, он еще должен уметь владеть собственным духом, так же как мечом, т.е. управлять им, и контролировать свое сознание.

Эти принципы и правила есть в каждом виде японского искусства, скажем, в ДЗЮДО есть так называемые канонические позы или формы — ката, вот у меня 6й дан по дзюдо. В дзюдо такой принцип: вы ищете слабые моменты в обороне противника, ловите его на этом, и стараетесь сбить его с ног, перебрасываете через себя. Однако там главное не только в силе.
Итак и в спорте и в другом виде искусства главное — это не просто достигнуть какого-то короткого практического результата. Обычно все основано на тщательном освоение каких-то канонических поз, правил и так далее — на этом покоится все основание японских искусств.

Я в этом году уже достиг 87-летнего возраста, но зубы у меня свои, глаза тоже. Все это благодаря Пути чая. Я соблюдаю не только внешнюю позу и осанку, но и испытываю внутреннее благоговейное состояние принятия чая, и это меня поддерживает.
Дело в том, что в чае очень много полезнейших веществ: это витамины, антиоксиданты, которые выводят разные шлаки из человеческого организма. В принципе и image043черный чай неплох, но я Вам рекомендую попробовать чай зеленый. Вы сегодня увидите не более чем несколько этих КАТА — канонических поз или процедур чая. Но пожалуйста, не думайте, что это все очень обременительно и сложно, дело в том, что путем многократного повторения внешняя форма — КАТА- перерастает во внутреннюю форму — КАТАТИ. Дело в том, что понятия «КАТА» и «КАТАТИ» серьезно различаются в японском языке. Ката — это либо внешняя форма, либо внешняя модель поведения. Но если вы будете выполнять эти внешние формы поведения, вкладывая в них всю душу, все сознание, то они наполнятся, грубо говоря, вашей кровью, которая по-японски звучит как «ТИ». И вот, если к «ката» добавить «ти» будет «катати». Вот та самая внутренняя форма. И это действительно так. Это очищение. Во все, что вы делаете, — вы вкладываете себя без остатка. Вы не должны бросать дело на середине. Главный принцип Пути — то, что вы делаете, рассматривать как некую высокую миссию, которую вы обязательно должны выполнить полностью.
Хотя сегодня де78161_tribune_the_country_japanмонстрация займет очень непродолжительный промежуток времени, но постарайтесь внимательнее всмотреться во все то, что будет происходить здесь на татами — на то, как чайный мастер будет делать чай и то, как будут вести себя гости, которым будет подан этот чай.

В чайную комнату этикет запрещает вносить всякий внешний раздор, например, оружие. В чайной комнате нельзя спорить и ругаться. Можно принести с собой только веер. Но не для того, чтобы им обмахиваться, — это способ выражения почтения, — приветствия. Вот так происходит приветствие стоя с веером. Это символ Вашего Я, символический атрибут Вашей личности. Этот веер выражает вас. Поэтому когда вы кланяетесь, он символизирует Ваше глубочайшее уважение. Сейчас мы перейдем непосредственно к чайному действию, а свои вопросы Вы сможете задать позже.
Когда вы будете держать в руках чашку, попробуйте представить, что ее круглая форма — это Земля, и что в ваших руках Земной шар. А зелень чая, которая будет в этой чашке, представьте, что то зелень живой растительности Земли. Поэтому когда вы почувствуете всю Землю в своих руках, и увидите эту живую зелень, — самое ценное, что её представляет, — попытайтесь испытать чувство благодарности ко всему. Вы, конечно, можете просто выпить и — всё, но главное — это, взяв Землю в две руки, попытайтесь почувствовать себя одним целым с этой зеленью. И когда выбудете глотать этот чай, почувствуйте, как вся эта энергия зеленой Земли входит в вас. Это выражение благодарности Природе, благодарность той природной среде, благодаря которой мы существуем. Хотелось чтобы вы через это почувствовали Природу Земли в её данный сезонный момент, и слились с ней воедино.чай5-1Видео лекции можно посмотреть здесь.

3 Responses к “Путь чая — Душа Японии. Лекция великого чайного мастера”

  1. Ясько Георгий 02.02.2014 в 20:28 #

    Между прочим, Виктор Петрович Мазурик, — лучший специалист по чаю в России. У него есть блестящая статья Путь Чая, которая была опубликована во 2 томе Трудов Объединённого Научного Центра Проблем Космического Мышления. Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2009, тираж 500 экз. Мне её сосканировали, я эту прекраснейшую статью выложил в своём блоге. Если позволите, здесь:

    Часть 1 http://yasko.livejournal.com/762273.html

    Часть 2 http://yasko.livejournal.com/762509.html

    Рекомендую.

    • Богдан Розенталь 04.09.2015 в 00:31 #

      многие из учеников рекю были христианами, и следует избегать конфессионального акцента. я довольно давно работаю с чаем, адаптируая в т. ч. и японские технологии к европейскому ресторану, и если не нахожу возможности сохранить оригинальное вкусо-ароматическое лицо напитка в приемлимой подаче, что большая редкость, оставляю для частного (на 1 лицо) употребления. так или иначе малейшее отступление от ортодоксальной позиции недопустимо: мы так и с евреями будем за одним столом есть и с негритянками спать!

  2. Ясько Георгий 02.02.2014 в 21:21 #

    «28-го числа 2-го месяца 1591 года Сэн-но Рикю совершил сэппуку, за три дня до этого написав по-китайски четверостишие:

    Время жизни- 70 лет.
    Резкий выдох в победном крике.
    Драгоценным своим мечом
    Патриархов пронзаю и Будд.

    Так обрел свою конечную свободу Чайный Мастер, но проложенный им Путь Чая безграничен».

Поделитесь своим мнением